Главная Мебель Гарнитур

Что такое патина, ее виды и приемы патинирования

36
0

Патина в классическом ее понимании – оксидная пленка, возникающая на металлических изделия со временем. Чаще всего встречается зеленая – малахитовая, патина и голубоватая – азурит. Нередко можно видеть черную патину. Оксидная пленка возникает либо от старости, либо от неправильных условий хранения.

Патина, ее виды и приемы патинирования

Патина на мебели: что это такое

Пленка может появиться только на поверхности веществ, способных окисляться: железо, бронза, чугун, медь и другие металлические сплавы. На дереве подобный эффект невозможен. Тем не менее на старинных предметах мебели нередко образуются участки, на которых изменяется цвет, блеск, фактура. Эти изменения не только не портят внешний вид резной мебели, но и подчеркивают красоту украшения. Со временем такой эффект научились ценить.

Налет другого цвета, потертости, выцветшая краска, участки с сильно выраженной текстурой придают предмету мебели старинный вид, облагораживают его. В итоге появилась масса химических приемов, позволяющих получить эффект состаривания и увеличивающих ценность мебели.

  • Естественная (натуральная). Появляется без участия человека на поверхностях, контактирующих с воздухом и влагой. На мебели оксидная пленка образуется на фурнитуре, элементах ковки.
  • Искусственная патина – налет потертости, цветная оксидная пленка, появившаяся в результате определенной обработки. Используют для этого самые разные технические приемы, призванные воспроизвести эффект состаривания.

Кухня классика угловая с патиной

Формирование патины – технология давно известная и распространенная. Существует множество вариантов состаривания, и все без исключения можно повторить своими руками.

Разновидности отделки

Различают патину по дереву и по металлу. В интерьере используются оба варианта. Первая – для состаривания собственно мебели из дуба, ясеня, вишни, вторая – для облагораживания металлической окантовки, фурнитуры и предметов декора наподобие подсвечников, статуэток или люстры.

Патина по металлу

Новое изделие обладает ярким цветом и блеском. Однако это не всегда сочетается со стилем мебели и гостиной. Но так как ждать, пока фурнитура или люстра состарятся естественным путем долго, используют различные приемы, позволяющие с помощью химической обработки получить пленку разного цвета.

  • Серебряная патина – называется так, потому что возникает на серебре. Металл довольно инертен. Тем не менее со временем на его поверхности тоже может появиться пленка, причем самого разного оттенка – от светло-желтой до малиновой и голубой. Выглядит это очень красиво. Классическая черная патина на серебре – чернение – подчеркивает структуру изделия. Однако красивой выглядит только искусственное чернение, дикая разновидность черной патины откровенно груба и создает впечатление загрязненности.

Патина для металла

  • Золотая – тоже весьма условное название. Золото в принципе не окисляется, но если в состав сплава входит медь или никель, то под действием серы, аммиака и воздуха может появиться и цветная пленка – светло-коричневая, оранжевая.

На деле дизайнеров гораздо больше привлекает патинированная поверхность с использованием золотой краски. Это чисто декоративный искусственный эффект, в котором золотой цвет подчеркивает текстуру «состаренной» поверхности. Можно сделать золотую патину как по металлу, так и по дереву.

Эффект золотой патины на мебели в гостиной
На фото – эффект золотой патины на мебели в гостиной.
  • Медная и бронзовая встречается чаще всего, причем в естественном виде. Оба сплава со временем покрываются зеленоватым налетом. Это очень красиво выглядит на резьбе, на элементах сложной формы, так как подчеркивает уникальную структуру. Оттенки могут быть разными. Так, медь покрывается голубой или зеленой пленкой под влиянием хлоридов, ацетат меди, а черная появляется под действием сульфитных солей.
  • Красная патина формируется под действием солей хлора. Образуется только искусственно. Коричневая патина появляется под действием солей аммония. Оба варианта для медного сплава безопасны, так как такая окись не проникает вглубь металла.

С бронзой дело обстоит иначе. Благородной считается для нее только черная патина. Ее можно получить естественным образом или искусственным – воронением. Это довольно сложный процесс – масляная обработка и прокаливание в медной стружке. Воронение не влияет на бронзу и даже защищает сплав от разрушительного воздействия влаги.

Зеленый и голубой налет на бронзе, безусловно, указывает на старинное происхождение, но еще больше говорит о плохих условиях хранения. Цветная патина разрушает металл и «въедается» внутрь, постепенно делая изделие рыхлым и хрупким.

Патина для дерева и древесных материалов

На поверхности древесины оксидная пленка не образуется. Эффект старины здесь проявляется в виде стертой краски или лака, измененной текстуры или оттенка. Так как часть мебели не только лакировалась, но и окрашивалась, о старинном происхождении говорили несколько слоев краски, выступающих друг из-под друга.

Кухня угловая с патиной

Естественная патина допускалась только на породах дерева твердых и малочувствительных к воде – дуб, например. Белая или черная патина возникала под длительным воздействием времени или несколько ускоренном воды. Получить этот эффект искусственно практически невозможно. Так, черную патину – мореный дуб, получают, десятилетиями вымачивая дерево.

Гостиная из мореного дуба
На фото – гостиная из мореного дуба.

Напротив, искусственным образом можно добиться визуального впечатления старины, аналогичной металлу, но не столь разрушительной.

  1. Жидкая патина – самый простой вариант. Представляет собой специальный лак, который придает древесине благородный золотистый или светло-желтый оттенок, присущий дубу или ясеню. Покрытие подходит для обработки светлой древесины.
  2. Густая – обычно двухкомпонентный состав. Основой служит естественный цвет древесины, а сам налет получают в светло-коричневой, красноватой или золотистой гамме, присущей старому дубу, кедру или красному дереву.
  3. Фацетный лак – или кракелюрный. После высыхания лак растрескивается, образуя множество тонких трещинок. Таким образом добиваются эффекта состаривание. Можно комбинировать технику кракелюра с двухслойным окрашиванием.

В этом случае базу сначала окрашивают одним цветом, затем накладывают слой второго – лучше контрастного, – и пока краска не высохла, покрывают кракелюрным лаком. Он застывает и растрескивается вместе с верхним слоем краски. Сквозь образовавшиеся паутинные трещинки виден слой базовой краски.

Мебель для гостиной в технике кракелюр
На фото – мебель для гостиной в технике кракелюр.

 Приемы патинирования

К такой обработке чаще прибегают не с целью визуально состарить мебель, а чтобы придать ей искусственное сходство с патиной по металлу. Естественным образом такое невозможно, но для дизайна это особого значения не имеет.

Чаще всего используются следующие приемы:

  • Золотая и серебряная патина – выбираются для белого гарнитура или выполненного из светлого дерева. Красиво сочетается также с черными и очень темными поверхностями. Используется только на матовых поверхностях, так как глянец этот эффект «съедает».

Золотая или серебряная краска наносится на выступающие элементы на уголки отдельными мазками, растирается с тем, чтобы иметь вид вытертой от старости поверхности. Патина выявляет текстуру материала и создает впечатление аристократичности даже на кухне.

Белый гарнитур с золотой патиной
На фото – белый гарнитур с золотой патиной.
  • Контрастная – кроме золотого используют медные, бронзовые или зеленые тона. Нередко имитируют чернение. Наносят краску или морилку таким же образом – на выступающие детали, стыки и уголки. Оттенок подбирают контрастный. Сверху наносят второй слой. До его высыхания на выступающих частях краску вытирают. Это отличный способ почеркнуть красоту резьбы на мебели в гостиной.
  • Браширование – жесткой щеткой обрабатывают всю поверхность фасада. Щетка удаляет более мягкие волокна и оставляет твердые. Затем поверхность окрашивают в 2 цвета, достаточно контрастных, а второй слой краски вытирают до высыхания. Таким образом подчеркивают естественный древесный рисунок дерева и создают эффект в стиле старины.

На заметку! Окрашивать разными способами можно мебель как из дерева, так и из древесных материалов – МДФ, ДСП. А вот применять технику браширования или частичного морения можно только на дереве.

Составы для патинирования

Чтобы добиться такого интересного декора, используют различные составы. Некоторые годятся только для обработки дерева, некоторые носят универсальный характер.

  • Битумная патина – точнее говоря, битумный лак. Состав на его основе наносят на поверхность кистью или тампоном. Обрабатывают изделие целиком, а излишки смеси на выступающих частях стирают так, чтобы базовая поверхность была видна. Результат обычно закрепляют шеллачным лаком, так как битумный состав не совсем химически нейтрален.

Битумный лак патина на дереве

Битумная патина создает эффект затемнения. Чем больше слоев нанесено, тем более темного оттенка можно добиться. Со временем лак в углублениях становится почти черным, поэтому смесь применяют для имитации воронения или чернения.

  • Акриловая патина – обычная водная акриловая краска по металлу или дереву. Состав на основе акрила — универсальный, так что годится для обработки любой поверхности, даже пластиковой. Технология простая: подбирают акриловый состав контрастного или сходного цвета с базовой древесиной, разводят водой так, чтобы получить очень жидкую субстанцию. Затем проливают ее на поверхность. В углублениях и стыках краска накапливается, с ровной поверхности ее сразу же вытирают.

Акриловая патина для дерева

Плюс покрытия в том, что можно выявить малейший рельеф, не только резьбу, но и древесный рисунок на дубе, сосне, лиственнице. Можно нанести несколько слоев разного оттенка, чтобы получить более интересные переливы цвета.

Мебель с патиной в гостиной
На фото – мебель, патинированная золотом в интерьере гостиной.

Кроме акриловой используется и масляная краска. Плюс: она защищает дерево от влаги, изделие можно не покрывать лаком. Минус: масляная краска сильно пахнет, работать с ней сложней.

  • Химическая – состав, включающий краску-металлик и окислитель. Такая смесь сокращает появление естественной патины до нескольких часов. Следуя инструкции, компоненты состава поочередно наносят на участки, где хотят видеть изменение цвета. Налет появляется за несколько минут. Затем изделие высушивают и обязательно покрывают специальным лаком, так как оксидированные участки подвержены коррозии.

Химические способы обработки подходят только для металлических сплавов.

  • Шеллачный лак используется и как автономная смесь для патинирования. Это раствор шеллачной смолы в этаноле. Лак наносят на осветленную, необработанную и даже окрашенную водной акриловой краской поверхность. Состав придает выступающим частям не столько другой оттенок, сколько блеск и подчеркивает цвет основы. Очень красиво смотрится лак в комбинации с акриловыми красками и сусальным золотом.

Обрабатывать шеллачным лаком можно как твердые породы – дуб, граб, так и мягкие – сосна, и даже древесные материалы.

Гостиная с кухней из МДФ с зеленой патиной
На фото – гостиная с кухней из МДФ с зеленой патиной.
  1. Восковая – самый удобный вариант для патинирования резных поверхностей. Основой смеси выступает водорастворимый воск. Смесь легко наносится кистью, медленно высыхает. За это время можно выполнить любые манипуляции: растереть, чтобы получить блеск на выступах, снять часть краски с резьбы, покрыть кракле.
Восковая патина в интерьере гостиной
На фото – восковая патина на мебели в интерьере гостиной.

Патина – красивый декоративный эффект. Используется не только как средство искусственного состаривания, но и как метод создания необычного декора в гостиной, спальне и кухне.

ОТВЕТИТЬ

Please enter your comment!
Please enter your name here